Официальный сайт Мариам и Армена Мерабовых; группа \МИРАЙФ\

Официальный сайт Мариам и Армена Мерабовых; группа \МИРАЙФ\

Официальный сайт Мариам и Армена Мерабовых; группа \МИРАЙФ\

 

 

Новые
фотографии

 

"MIRAIF" - Erevan Music Week

 

Майк Моссесян и Ваагн Айрапетян в клубе Меццо

 

Ava Trio в клубе Алексея Козлова

 

ПРОЕКТ ДЖАЗ И ГЮМРИ: ТРИО ЛЕВОНА МАЛХАСЯНА

 

«Армянские джазмены имеют реальную возможность принять участие в нашем фестивале»

«Мы не можем сказать – давайте кончать с поэзией, ведь гораздо большее количество людей предпочитает читать поздравительные открытки! Не можем мы сказать и – давайте кончать с джазом, ведь гораздо большее количество людей предпочитает слушать глупую поп-музыку… Мы должны принять факт, что да, у этой музыки небольшая аудитория, но качество этой аудитории – очень высокое. Эта аудитория в состоянии воспринимать сложные художественные концепции и трудный, но содержательный творческий поиск музыкантов». Так однажды высказался в прессе Нил Тессер, знаменитый джазовый критик, многолетний ведущий джазовой радиопрограммы “Miles Ahead” в Чикаго, крупнейший знаток джаза, писатель и арт-директор одного из крупнейшего в Америке джаз-фестиваля - “Chicago Jazz Festival”.
Это имя впервые я прочел в буклете джазового альбома. Затем стал замечать его статьи в интернете, ну, и, наконец, узнал, что он является одним из авторов знаменитого The Oxford Companion to Jazz, многостраничного труда, охватывающего все аспекты этого жанра искусства. И, конечно, трудно описать мое волнение и радость, когда я узнал, что в программу тура по Соединенным Штатам, организованного по инициативе ГосДепартамента этой страны и при содействии Посольства США в Армении, специально ради меня (я был единственным специалистом джаза в группе армянских журналистов) была организована встреча с этой легендой джазовой журналистики.
И, вот, мы сидим друг на против друга. Я, ереванский журналист, и мэтр жанра с родины джаза, признанный во всем мире, как один из немногих специалистов такого уровня. Меня представляют и я начинаю со слов восхищения, благодарности… «Так вы из Армении? Занимаетесь джазом? А какой он у вас? Расскажите», - сразу же прерывает меня Тессер. И я начинаю рассказывать. Про первый джаз-оркестр, про наши клубы, про наши фестивали, радиостанции, коллективы… наконец, про Юбилейный год джаза. Чем больше я говорю, тем внимательнее слушает Тессер, задает дополнительные вопросы, выясняет что, кто, как… Когда я, наконец, замолк, он спросил «У вас действительно так любят джаз?». Он был явно поражен той популярностью, которой джаз пользуется в Армении. «Замечательно, замечательно», повторял он все время. Потом начинает просит меня описать армянский джаз, объяснить, есть ли у него характерные черты… Когда я дохожу до рассказа об Armenian Navy Band, он вдруг говорит «А, это тот коллектив, которым руководит турок Арто Тунч? Хороший музыкант!». Приходится объяснять, кто такой Арто Тунчбояджян. Ну, а потом, я «перехожу в наступление» и начинаю забрасывать вопросами своего собеседника.


- Я уже дней пятнадцать в Америке и все время слушаю радио. Так вот, лишь в Вашингтоне наткнулся на радиостанцию, передающую джаз 24 часа в сутки. Хотя, джазом там звучавшее, назвать можно лишь с натяжкой. Название станции – Smooth Jazz Radio, т.е., самая слащавая коммерческая разновидность джаза. В Солт-Лейк Сити джаз звучал лишь на одной станции, да и то, пару часов поздно ночью и не каждый день…
- Это наша реальность. Ты правильно заметил. Хотя, конечно, специализированные радиостанции есть во многих городах, но если посмотреть в процентном отношении, то их катастрофически мало. Сложилась парадоксальная ситуация. Америка – страна, давшая миру джаз, сама меньше всех его слушает. Джаз у нас разделился на две неравные части. Одна, большая часть – это сплошная попса, рядящаяся в джазовые одежки. Все эти кросс-овер, смут джаз, поп-джаз и прочая чушь, паразитирующая на имидже джазе. Видишь ли, джаз считается интеллектуальной и респектабельной музыкой. В то же время, по настоящему любит его очень малый процент людей. Но прослыть интеллектуалом хочет каждый и поэтому, в домашней фонотеке, в автомобиле иметь пару-тройку дисков с джазом престижно. Но слушать настоящий джаз не всем дано и поэтому покупаются записи комерчески успешных музыкантов, играющих нечто похожее на джаз, но очень легкое для восприятия, удобоваримое. А раз есть спрос, то значит и появляется, причем, многочисленное, предложение. Вот и пошли косяком всякие там саксофонисты и певицы, которые исполняют самую, что ни на есть попсу, при этом, выдавая ее за серьезную джазовую музыку. А серьезный джаз почти никто и нигде не пропагандирует. Вот и получается замкнутый круг.
- Кстати, я пытался найти новые джазовые записи в магазинах, но не нашел ничего…
- Та же история. Дело в том, что в последнее время интерес к СД, как к аудионосителю резко упал. Закрылись такие гиганты торговли аудио и видео продукцией как Virgin Megastore и Tower Records, другие резко сократили объемы продаж и уменьшил соответствующие отделы. Вся торговля перешла в интернет, что нанесло очередной большой удар по джазовым записям. Основными «путешественниками» по виртуальному пространству является молодежь, которая джазом интересуется мало – попса задавила всех и вся. Люди моего и твоего поколения в интернете не гуляют часами и, соответственно, частично лишились возможности приобретать новые записи. Опять потери…
- Тем не менее, Америка продолжает поражать мир количеством и качеством талантливых джазменов и новыми идеями в джазе.
- Ну, это корни. В Америке создана великолепная школа, идеальная система джазового образования, где учатся сотни и тысячи молодых музыкантов. Вот это и позволяет поддерживать наш джаз на достойном уровне. Конечно, и в Европе есть школы и джазовые университеты. Но там это немного искусственно, а у нас сама атмосфера работает на создание и поддержку джаза. Потом, не забывай, что в Америку приезжает очень много джазменов со всего света и все они привозят с собой что-то свое, оригинальное. Наш джаз постоянно подпитывается музыкальными идеями из стран карибского моря, Азии, восточных и северных стран. Все это перемешивается и превращается в абсолютно новый оригинальный продукт. А потом из Америки возвращается в ту же Европу, под видом американского джаза.


- А почему Америка не хочет принимать и признавать европейских музыкантов? Их здесь почти никто не знает, не слушает, не транслирует в эфире.. Вот я был пару дней тому назад на радиостанции в Солт-Лейк Сити, там был прекрасный опытный ведущий джазовых программ, он показал мне свою коллекцию, состоящую из тысяч и тысяч альбомов. И я не нашел там ни одной записи европейских музыкантов.
- Да, это есть. Средний американец немного эгоистичен и его мало интересует то, что происходит за пределами ореала его обитания. Мой дом, моя работа, мой магазин, моя музыка. Все, что выходит за пределы этого круга ему непонятно и не интересно. Если по радио звучит только Кенни Джи, Дайана Кролл и Б.Б.Кинг, откуда ему знать о существовании шведа Эсьбьерна Свенсона или француза Эрика Трюффа или армянина Арто Тунчбояджяна. Средний американец видит только то, что у него лежит под носом. Что показывают, что передают. Он выбирает из того что близко лежит. А радиостанции передают ту музыку, которую они получают от звукозаписывающих компаний. Естественно, американских в большей части. Ну, а те, естественно, записывают и рекламируют американскую музыку. И тут есть доля вины и европейских музыкантов, их продюсеров и звукозаписывающих лейблов. Они не присылают своих записей, диджеи их не крутят, люди их не знают. Вот и все объяснение. Не ленитесь, присылайте, и ваших музыкантов тоже будут знать и приглашать на фестивали.
- Кстати, о фестивале. Вы составляете программу чикагского джаз-фестиваля. По какому принципу Вы делаете это? И есть ли тут место для армянских музыкантов?
- В Чикаго есть место для всех. А составляем мы программу по единому принципу – известный артист, классный музыкант, пользующийся спросом. У нас играют большие звезды. Например в этом году буду выступать Кенни Барон, Дэйв Холланд, Эсперанза Спалдинг, Маделин Пейру, Арчи Шепп, Гонсало Рубалкаба. А еще у нас правило – каждый год приглашать один малознакомый или совсем незнакомый широкому зрителю состав из какой-нибудь далекой страны. Например, в этом году будет играть квартет из Словении. Они послали свои записи, мы послушали, нам понравилось и мы решили, что они достойны того, чтобы их узнали и чикагские любители джаза. Так, что и армянские джазмены имеют реальную возможность принять участие в нашем фестивале. Просто надо прислать записи, всю сопутствующую информацию. А мы тут рассмотрим их заявку. Думаю, недалек тот день, когда на сцене чикагского джаз фестиваля зазвучит и армянский джаз. Передай им, пусть пошлют свои записи. Пусть не леняться. Ну, вот и договорились. А теперь извините, я должен идти – у меня заседание оргкомитета фестиваля.


Оставив свой почтовый адрес для посылки ему записей армянских джазменов, электронный адрес для переписки, корифей джазового сообщества, распрощался и заспешил по делам. Но мне таки удалось сфотографироваться с ним на память. Когда еще придется пообщаться с такой личностью.

Армен Манукян

НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

 

Сюрпризы Маэстро

Арден Арапян

АРТАШЕС КАРТАЛЯН

Несин Ованесян

 

 

 

 

 

 

события исполнители деятели джаза клубы еревана история репортажи интервью форум фотографии контакты друзья
Current Position

© Все права защищены.