Новые
Майк Моссесян и Ваагн Айрапетян в клубе Меццо
Ava Trio в клубе Алексея Козлова
ПРОЕКТ ДЖАЗ И ГЮМРИ: ТРИО ЛЕВОНА МАЛХАСЯНА
|
Аксель Бакунц: Чистокровный армянин не станет слушать «рабис»... В Старый Новый год от Рождества Христова 2012 скончался Аксель (Кока) Бакунц. В 70-е впервые прозвучали обработки армянских народных песен – сейчас они стали классикой, особенно на фоне псевдо-эстрадной «народной» музыки. Одним из первых аранжировщиков был Аксель (Кока) Бакунц. Племянник расстрелянного в 1937-м году писателя Акселя Бакунца, добрый и улыбчивый, он подтверждал поговорку: «хорошего человека должно быть много». «Готовились мы к первому концерту «Серпантина» - пришлось побегать – аппаратура, зал, прочее. Все утряс, назначил день концерта, пришел домой, и вдруг как ударило: а что мы будем играть, репертуара -то нет. Дело было в 10 часов вечера. Достал я из холодильника бутылку водки, сел и сделал аранжировку «Назан-яр». Потом подумал - одной песни маловато – нужно еще. Так до утра и просидел - сделал «Нубар- нубар», еще несколько. В 10 утра пришел на репетицию. Вот так все и было», - рассказывал Бакунц. Часть первая: Монолог Об этом человеке, да и о всем его поколении очень трудно писать. Поседевшие, где-то полысевшие, они за грузом прожитых лет как-то умудрились не растерять интеллигентность, порядочность, честность – все то, что сейчас возводится чуть ли не в ранг героизма. Аксель Бакунц - один из старейшин армянского джаза. Хотела было написать «патриарх», но как-то не вяжется это слово с его обликом. Да и к другим джазменам, которые составляют славу армянского джаза, это слово не очень подходит. Даже к самому старшему из них – Мартину Вартазаряну. Мы сидели с Акселем Вагановичем в небольшом кафе и он рассказывал – не о себе – эти ребята о себе говорить ужасно не любят. Об эстрадно-джазовом колледже, которым он руководит почти 10 лет. «Почему-то все говорят, что нам запрещали играть джаз, рок. Никто ничего не запрещал – мы ездили с гастролями по Союзу, а пару раз даже за рубеж с нашим квартетом. Тогда просто была небольшая обязаловка: спеть одну патриотическую песню, а дальше пой, что хочешь. Так что все было в порядке. Я играл в «Крунке» в 1966-68 годах, а пели у нас Симон Терян, Раиса Мкртчян. Хорошее было время. У нас в одно время играл Карен Свасьян, ныне философ, живет в Швейцарии. Много народу играло – от души и прекрасно. Многие хотят сразу стать знаменитостями, хотят непременно выступать на ТВ, радио, давать концерты. Есть, конечно же, среди них ребята толковые, с ярким проявлением своего индивидуального слога, но есть и пустышки, вообразившие себя Бог весть кем. Очень часто мне приходится им говорить: “Детка, займись чем-нибудь другим”. Если повезет, то окончивший колледж сможет найти свое призвание за рубежом. Но многие прекрасно чувствуют себя и здесь, найдя работу в ночных клубах, ресторанах, кафе… Получилось так, что сегодня именно в таких местах звучит серьезная музыка. Яркий пример тому - “Поплавок”, клуб «Малхас». Уже с первого-второго курса молодежь “оседает” в ночных заведениях. Как правило, многое сегодня делается за счет личных контактов. По правде говоря, как раньше мы занимались сплошь партизанщиной, так и сегодня мы недалеко отошли от этого… Да, сегодня Министерство культуры как-то поддерживает нашу работу, но это не тот уровень поддержки. Мы всего лишь учебное заведение, записывать и популяризировать лучшие исполнения нам не под силу... ...Я почему-то совершенно уверен, что у тех, кто так страстно тянется к “рабису”, не все в порядке с генами. Чистокровный армянин не станет слушать такую музыку. Сегодня можно искоренить “рабис”, создав альтернативную музыку. Надо делать так, чтобы мы слушали больше свои произведения. Народ должен почувствовать разницу. В свое время, в начале 70-х, мы сделали такой эксперимент: народную музыку переиначили, переписав в более популярной эстрадной манере с некоторыми элементами джаза. Представьте себе, понравилось. Армянская музыка всегда отличалась от восточной и европейской. Об этом впервые сказал Комитас, выделив третью, сугубо армянскую музыку, имеющую свою эстетику, отличную от всех. Она - в крови. У талантливых музыкантов она проявляется ярче, своеобычнее. К примеру, Армен Донелян, один из десятка лучших американских джазовых пианистов, подпитанный необычайно глубоким музыкальным кругозором, сохранил в себе истинное армянство… Года два тому назад, приехав на родину, он открыто тянулся ко всему народному, его это всерьез увлекало, тянуло к себе. А когда наш ансамбль “Серпантин” исполнил “Ераз”, он не смог сдержать слез. После он рассказал, что вдруг вспомнил эту песню, которую еще в детстве напевал ему отец...» Вот такой получился монолог. Наверное, можно было спросить и о том, как он начал играть, почему именно джаз и ничего больше, тысячи разных почему. Но сколько ни рассказывай о человеке, лучше него самого это никто не сделает. Так оно правильнее и – честнее. Часть вторая: колледж, из которого ему все же пришлось уйти. И кто знает, может это и стало той каплей, которая добила Бакунца. Профессиональных исполнителей, как и музыкантов, всегда было мало, особенно в «легком» эстрадном жанре. Считалось, что эстрадники – люди несерьезные и учиться им, в общем-то, ни к чему. Оказывается, не все так просто – учиться надо. И в 1996 году возникла идея на базе эстрадно-джазовой студии Ереванской консерватории создать государственный колледж эстрадно-джазового искусства. Выделили колледжу помещение во Дворце молодежи, числившемся тогда на балансе министерства культуры, и талантливая молодежь получила возможность постигать азы творчества у признанных мэтров отечественного джаза. Эстрадно-джазовый колледж (кстати, это единственное на Кавказе учебное заведение подобного профиля) ютился в нескольких комнатах «Кукурузы». За стенкой – плавательный бассейн. Повышенная влажность, спертый воздух, не говорим уже об осыпающемся потолке и разбитом паркете. В таких условиях существовать невозможно, а уж учиться – тем более. Летом в колледже еще терпимо, но вот пойдут дожди - на каждом шагу придется ставить ведра, тазики. Зимой холодно, а ведь музыкантам нужны нормальные условия. Здесь же не только инструменталисты и вокалисты, но и танцкласс, а заниматься у балетного станка в холодном помещении – невозможно. Дворец молодежи приватизирован в прошлом году, и колледж, по сути, оказался на улице. Новые владельцы, по доброте душевной, позволяют музыкантам ютиться на старом месте, но долго так продолжаться не может. «Кукурузу» уже начали демонтировать, и пока мы с Бакунцем беседовали, на улице вовсю тарахтели бульдозеры. Ощущение, надо сказать, удручающее… Так и казалось, что здание сейчас рухнет, погребая под развалинами магнитофоны, синтезаторы, саксофоны, рояль, и нас, грешных… Часть третья: Лирическая На очередном джазовом фестивале в Ереване, году кажется в 2006-м, играли ветераны джаза (так и было написано в программках) – всеми узнаваемые и любимые Левон Малхасян, Александр Захарян, саксофонист, приехавший из Москвы, Ерванд Ерзнкян, Аксель Бакунц и Армен «Чико» Тутунджян – те самые ветераны, без которых история армянского джаза – не история. Играл тот самый знаменитый состав, который на всех джазовых фестивалях СССР брал первые места. Начали они свое выступление с классика джаза Диззи Гиллеспи - «A night in Tunisia». Представляя музыкантов, Мартин Вартазарян нашел для каждого и теплое слово, и шутку, и слова благодарности. А потом они играли так же, как и 35 лет тому назад. Конечно, кое-что в их игре изменилось – добавилось профессионализма, опыта. Но все также они понимают друг друга без слов и играют так, как будто только вчера вместе репетировали. Потом они же играли вместе с оркестром, чтобы, как выразился ведущий, никто бы не подумал, что они только вместе умеют играть. Все дело в том, что они вообще умеют играть, даже в случае с Малхасом, то есть не зная нот. Кстати, представляя его, Мартин Вартазарян сказал: «Человек слова. Сказал, что не будет учить нот и так и не выучил». Про Александра Захаряна: «Его «Дле яман» на саксофоне звучит как на дудуке». «Я даже не знаю – он и музыкант, и преподаватель, и журналист – одним словом -Чико», - это уже про Армена Тутунджяна. Ну а Акселя Бакунца Мартин Цолакович просто предложил залу позвать так, как его знают без малого пять десятков лет - «Кока!Кока!». Ветераны отыграли блестяще, лишний раз доказав, что единомыслие в джазе, да и в любом другом деле – великая вещь. Тем более, когда все это длится уже 35 лет. Он поспешил….
Карине Тер-Саакян |
НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
|
|