Новые
Майк Моссесян и Ваагн Айрапетян в клубе Меццо
Ava Trio в клубе Алексея Козлова
ПРОЕКТ ДЖАЗ И ГЮМРИ: ТРИО ЛЕВОНА МАЛХАСЯНА
|
Ерванд Маркарян Его очень ценят, уважают и любят и профессионалы-коллеги, и поклонники джаза. Но, к сожалению, часто забывают упомянуть, когда обсуждают положение дел в армянском джазе сегодня. О нем редко пишут в газетах и журналах, редко приглашают на теле- и радиопередачи. А ведь он один из ведущих наших музыкантов. Недаром ведь, лишь однажды услышав его игру, самый известный, на сегодняшний день, джазмен России - Игорь Бутман - сразу же пригласил его к себе в коллектив. Ерванд Маркарян родился в Тбилиси. На трубе стал играть с раннего детства, потом было училище, а со второго курса, в 1997 году, он перевелся в Ереванскую консерваторию. В Ереване преподавал Юрий Балян, которому Ерванд благодарен не только за профессиональное воспитание, но и за чисто человеческое участие. Юноша здесь был тогда практически один, без какой-либо поддержки, и Балян стал его вторым отцом. Джаз в его жизнь вошел лет в 14-15. У отца было очень много пластинок с записями западных певцов, причем преимущественно армянского происхождения - Шарль Азнавур, Рози Армен, Марк Ариян и т.д. Но однажды Ерванд нашел пластинку, на которой был изображен артист с трубой в руках. Он ее послушал из любопытства и влюбился в эту музыку с первых же нот. Это был великий Луи Армстронг, ставший его кумиром на многие годы. Джаз ему сразу понравился, и он решил попробовать играть. Но джазовая среда в Тбилиси в те годы была не самая благоприятная, существовало лишь одно место, где играли джаз. И Ерванд однажды осмелился подойти к самому Томазу Курашвили, некогда лучшему контрабасисту в СССР, и попросил его дать совет - как играть джаз. Ответ был простой, истинно джазовый: "Слушай как можно больше джазовой музыки - и она сама к тебе придет". Ерванд слушал его лет 5, а потом, приехав в Ереван, узнал, что джаз в Ереване очень популярен, что есть несколько настоящих джазовых коллективов, играющих горячий традиционный джаз, пообщался с ними... Первый же ансамбль, в котором он начал свою джазовую почти профессиональную карьеру, был знаменитый у нас Chico & Friends, основанный много лет назад и до сих пор ведомый Арменом Тутунджяном. А первое свое выступление он запомнил навсегда. Это было в клубе "Чарли". Там на первых порах была очень хорошая атмосфера... Ерванд тогда долго крутился рядом с музыкантами, но никак не решался вступить в сообщество. Но вот как-то пианист и вибрафонист Тигран Пештмаджян решил собрать новый коллектив и пригласил в него Ерванда Маркаряна. Попробовали - получилось. А через 3 месяца квартет в составе Армена Тутунджяна, Тиграна Пештмаджяна, Симона Долмазяна и Ерванда Маркаряна уже записал первый диск... И на сегодняшний день уже нет такого армянского джазового коллектива, который бы не приглашал Ерванда к себе на концерт или на запись. Ну, а основное время он посвящает работе в Государственном джаз-оркестре Армении п\у Армена Уснунца, где он – первая труба оркестра! Своеобразной вехой в его творческой карьере, стала встреча с Игорем Бутманом. В 2008 году Бутман приехал в Ереван с концертом в рамках празднования 70-летия армянского джаза. После официального выступления квартет Бутмана был приглашен в "Малхас-клуб". В тот вечер там играли лучшие местные музыканты. Бутман присоединился к ним, они играли вместе почти до самого утра... По итогам этого спонтанного выступления Бутман предложил Ерванду совместный тур по городам России, включая выступления в московском клубе самого Бутмана. Эти совместные концерты многое дали нашему трубачу - массу новых впечатлений, эмоций, большой стимул для дальнейшего роста, а, главное, опыт игры с прославленным музыкантом. Очень понравилась ему и российская публика. Люди с интересом и с удовольствием слушали сложную джазовую музыку и искренне благодарили музыкантов за доставленное удовольствие. Это был тур биг-бэнда Бутмана с солисткой Ларисой Долиной. Тогда Ерванд прилетел лишь за пару часов до первого выступления. Руководитель оркестра просто положил перед ними ноты и спокойно сказал "Играй". И он сыграл! Теперь приглашения от российского музыканта поступают регулярно. Более того, есть предложение на постоянную работу в качестве участника биг-бэнда Игоря Бутмана. Но пока Ерванд не решается. Ведь кроме чисто творческих сторон дела есть еще и бытовые вопросы. А они его пока держат в Ереване. Ситуация в армянской современной музыке сложилась, на мой взгляд, парадоксальная. Наши поп-музыканты играют только поп-музыку. Рокеры не общаются ни с кем, кроме своих коллег по жанровому цеху. А вот джазовые музыканты играют и джаз, и поп, и рок, и даже рабис. Чем это объяснить? Ерванд это объясняет очень просто. Во-первых, новая музыка, новая сфера деятельности стимулирует нормального музыканта. Он должен ее изучить, понять, как ее лучше представить, внести в нее что-то свое, овладеть какими-то новыми приемами. И то, что они "влезают" в другие жанры, помогает им в конце концов и в джазе. Ведь джаз гораздо сложнее, чем все остальные жанры современной молодежной музыки, и вполне естественно, что джазовые музыканты, тем более музыканты с образованием, играют любую другую музыку гораздо лучше, чем любители-самоучки из рок или поп-сообщества. Более того, они привносят в "не свои" жанры что-то из джаза, делая серьезные аранжировки и играя эффектные сложные солирующие партии, тем самым добавляя красок к простой по форме поп- или рок-музыке. Сегодня наш лучший трубач уже является и лидером собственного коллектива. Набравшись опыта, поиграв в разных коллективах, ему захотелось иметь собственный ансамбль, который играл бы то, что ему хочется. И вот в 2010 году вместе со своими единомышленниками он создает коллектив CON ALMA, что в переводе с испанского означает "От всей души", кредо которого - мягкая, мелодичная, приятная на слух, идущая от души музыка. Это совсем не означает, что они играют лишь медленные романтические баллады. Играют и энергичную фанковую музыку и латиноамериканские композиции, и просто эффектные танцевальные ритмы. Ерванд создает такую программу, чтобы учитывались все вкусы, желания, условия, пытаясь находить какой-то компромисс между вкусом слушателя и желанием музыканта. Он старается подать свою музыку так, чтобы даже далекий от джаза человек, смог дослушать программу до конца, постарался понять и полюбить. Чаще всего это ему и его партнерам удается. Его коллектив уже хорошо зарекомендовал себя в Ереване, его приглашают во все Несмотря на то что официальным лидером коллектива является сам Ерванд, в группе царит демократия. Любой музыкант может предложить какую-то свою идею, и если она представляет творческую ценность, то ее примут безоговорочно. Инициатива - тоже одна из основополагающих черт "устава" этого коллектива. Все имеют равные права и могут влиять на политику и процесс создания музыки. И еще маленькая деталь: в группе играет и супруга Ерванда Нара Аракелян. Она закончила эстрадно-джазовый колледж по классу фортепиано и в группе исполняет сразу две роли - клавишницы и певицы. Говорят, после многочасовых репетиций или тяжелых выступлений "разбор полетов" у супругов продолжается и дома. Наверное, так и должно быть в нормальной семье. А уж в музыкальной - точно.
Армен Манукян |
НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
|
|